Финансовая грамотность Перейти
Функциональная грамотность - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования ФГ обучающихся. https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniyu_funkcionalnoj_gramotnosti_obuchayuschihsya_5_9_klassov_s_ispolzovaniem_otkritogo_banka_za.htm
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
— банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление
— открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
— электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/
Функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты:
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетентности — способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
-Приказ Департамента образования и молодежной политики Администрации города Ялта Республики Крым"О проведение мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности"
-Приказ МБОУ "ЯСШ №12" ""О проведение мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности"
-Приказ МБОУ "ЯСШ №12" ""Об итогах проведения мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности"
-Приказ Министерства образования, науки и молодежи Крыма "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
-Приказ Департамента образования и молодежной политики Администрации города Ялта Республики Крым "О создании опорной площадки по обработке вопросов формирования и оценке функциональной грамотности"
-Приказ Департамента образования и молодежной политики Администрации города Ялта Республики Крым "Об утверждении плана мероприятий по формированию функционально грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта республики Крым на 2021-2022 учебный год"
Приложение к приказу
-Приказ "Об организации работы по повышению
функциональной грамотности"
Приложение к приказу
-Приказ "Об организации работы опорной площадки по отработке вопросов формирования и оценке функциональной грамотности"
Единая рамка компетенций по финансовой грамоте
Пояснительный комментарий к единой рамке компетенций по финансовой грамотности в Российской Федерации
Функциональная грамотность Уваровский А.П.
В ЯЛТЕ ОТКРЫТА НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
Согласно приказу Министерства образования науки и молодежи РК от 16.02.2022 №258 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования" с февраля 2022 года за
МБОУ «Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Ялта РК по теме «Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым» (директор - Валентина Кабанова закреплен статус региональной инновационной площадки (РИП).
Научный руководитель: Рогатенюк Э.В заведующий кафедрой естественноматематического образования и финансовой грамотности,
кандидат экономических наук, доцент ГБОУ ДПО РК "КРИППО"
Руководитель проекта: Рудяков А.Н., ректор ГБОУ ДПО РК "КРИППО"
В прокте принимают участие 25 образовательных учреждений Республики Крым.
Группа школы Вонтакте: https://vk.com/club196885620
Приказ о присвоении статуса региональной инновационной площадки
План график по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся в 2022-2023 году
Отчет по работе РИП ФГ 2022 год